Как вызывать вдохновение. Рецепт №1

Написано: автор Илья Милославский Ярлыки:
3

Как можно писать без вдохновения, я знаю: я отдал журналистике 10 лет чистого времени. Но я давно перестал понимать, зачем писать без вдохновения?! зачем превращать свою жизнь в разгрузку вагонов с аргентинской свининой?! Вдохновение -- чудесный нектар: оно делает любую работу сплошным удовольствием!.. Однако, вдохновение -- не девушка, с которой в ссоре: строить из себя мачо, дожидаясь, когда оно сделает первый шаг -- удел первокурсников. А наше дело -- работать просто и естественно.
То есть, с вдохновением.

Вдохновения можно ждать неделями. Пока попа в диван корни не пустит. А оно придет, голову заморочит, и в оконцовке -- бац! -- не факт, что шедевр. Поскребешь, бывало, щетину, и один только вопрос в голове - "и че?.." А другой раз наоборот: ерзаешь, как спринтер на привязи, да через абзац в курилку бегаешь, и вонючих два листа (times new roman`ом 12-ым кеглем) пять часов буквами наполняешь. Ну, думаешь, говнище-то...хоть на оперативку не ходи!.. А там -- ни с того, ни с сего -- на тебе: "Редакционный совет, старик, признал твой материал лучшим материалом квартала". На, Милославский, тыщенку: три по пятьдесят JackDaniel`s`а и партия с приятелем на двенадцатифутовом...
Другими словами, жить без вдохновения можно. Особенно, если руку набил. Но вот улыбаться -- факт! -- будешь реже. Так и напрашивается сам собою вывод: с ним -- с вдохновением -- надо договариваться. Мизинчиком, ноготочком почешешь темя, и -- все, как на ладони! Так что это такое -- вдохновение?
Ответ прост: вдохновение -- видеть себя в авангарде на белом коне, когда бурку с плеча -- брысь! -- и шашку наголо!.. А такое случается только однажды: когда понимаешь -- побеждаешь! получается! нашел!.. И тем мощнее порыв вдохновения, чем скучнее исходная фактура... "Собака укусила человека"?! Хм, здесь вдохновения не найдешь, казалось бы, как ни рыскай. Но выход есть: ищи между строк, ищи между слов, ищи между букв... Как говорил известный чудо-мульт-персонаж, "лучше два часа потерять, зато потом за пять минут долететь".
Так и всплывает -- "а что за собака?", "а как укусила?", "а кто ее жертва?", "за что укусила?", "за что укусила?". И т.д., и т.п. И -- найдешь. Обязательно. А как найдешь, тут тебе и все: и вдохновение с его легкостью письма, и гарантия уникальности темы.
Говорят, что труднее всего взять интервью у ближайшего родственника или друга. Этих людей знаешь как облупленных, и что спросить -- не в курсе... Вот тут-то и нужна предварительная работа с фактом... Чтобы материал удался, нужно найти то уникальное, что еще сам собеседник в слова никогда не обращал. Именно так приходит вдохновение.
Или писать о близких. Ну, что за чудо-тосты произносят друзья, чествуя того, кого знают с детства! "Ну,ты знаешь, что я хочу сказать, поэтому..." И это -- предел оригинальности. А ведь тост -- как маленькая статья о друге. И чтобы он получился надо-то всего-ничего: без спешки подумать, чем выделяются твои отношения с виновником торжества от остальных. Всякие отношения уникальны, так подумай, чем?!
22 ноября 2010 года. Как водится среди друзей детства, вспоминаю, что сегодня День Рождения Виталика, уже далеко за 21.00. Приходит мысль: стихотворение! Естественно, все из разряда "С днем рожденья поздравляем / Счастья, радости желаем" -- даже на дурацкую шутку не тянет. Поэтому...
... большая кружка кофе с молоком...
... три сигареты...
... тридцать минут чистого времени.
Они помогают: вспомнить все. 1980-е, школа: я -- в фехтование, он -- в горные лыжи. Начало 1990-х: я -- в ВУЗ, он -- в рэкет. Конец 1990-х: я -- в журналисты, он -- на зону. 2000-е: я -- редактировать глянец, он -- устанавливать котлы. Разные? Абсолютно. Но...
...его первая любовь -- моя подружка, его нынешняя любовь и мать его сына -- моя соседка, его напарник по работе -- мой друг с детского сада. Как бы мы ни расходились, а дорожки наши постоянно нет-нет да сойдутся. Вот и тема! Вот и образ! А остальное -- т.е. подобрать рифму -- всего лишь дело техники. И в 22.15 я уже кликаю кнопку "видеозвонок" на своем Scype`е. Кликаю, чтобы зачитать следующее.

Дороги жизни все бегут каскадом.
Мы редко шли с тобой по ним вдвоем:
Когда я вдоль реки шел, ты шел садом,
Я по пустыне брел, ты — брел сквозь бурелом...

Но как бы тропки те не извивались,
Ведя по-одиночке нас из тьмы,
Они, как в косы пряди, заплетались,
Так что, в конце концов, встречались мы.

И вот теперь живем в одном подъезде.
Но даже если разведет судьба,
Пройдет чуть время, и вдруг в новом месте
Твоя мою пересечет тропа.

И в этом есть какое-то знаменье.
И я давно хочу сказать без врак:
Виталя, друг, короче, с Днем рождения!
Будь счастлив, дорогой, да — и да будет так!..

 ... Да-а... не бросься я тогда писать, полагаясь только на свое умение, а посиди-подумай лишний час-полтора -- нашел бы я тему. Уникальную... И было бы тогда вдохновение! И не было бы тогда пяти часов нервов, а были бы три часа -- включая те, что на обдумывание -- чистого наслаждения! И стал бы мой материал лучшим материалом года! И не было бы тогда трех по пятьдесят Jack`а Daniel`s`а, а было бы кино с дочкой или чудесный секс с милой ведущей рубрики "Культура"... Словом...
...."если бы молодость знала"...
А что до обратной ситуации -- когда пишешь, вроде бы с вдохновением, а в результате говно -- так о том и речь: вдохновения не надо ждать, "взять его у природы -- наша задача". Ведь Тот, Кто Ходит Рядом, запросто может подсунуть тебе "обманку". Особенно, когда в ожидании вдохновения -- ты просто сидишь на попе: (древнюю испанскую формулу "сон разума порождает чудовищ" еще никто не отменял). Поэтому вместо того, чтобы горько напрягаться над заказом какого-нибудь продавца веников, расслабься. И вспомни слова фотохудожника Роберта Мэпплторпа -- "я ищу неожиданное; я ищу вещи, которых никогда раньше не видел!.." Вот уж поистине -- готовый рецепт вдохновения!..
P.S. Материал проиллюстрирован работами Роберта Мэпллторпа. О нем -- ярлык "Бочка Диогенов"

3 коммент.:

  1. Алиса пишет:

    Супер! Читается на одном дыхании. Вот это вдохновение. Завидую белой завистью. У меня последнее время больше словесный ступор.

  1. Агафангел пишет:

    Вдохновение есть состояние, настроение. Можно мастерить табурет в состоянии вдохновленном, можно в унылом. При должной мотивации табурет будет сделан. И вдохновленный табурет вряд ли будет существенно, по функционалу, отличаться от унылого.
    Я к тому, что наличие вдохновения и умение вызывать это состояние осознанно, еще не гарант того, что на выходе будет получаться лишь вдохновленное словоблудие, где можно оценить лишь изящество формы.

  1. Спасибо, Друг - Чудесный Агафангел!
    Но кажется, что ты - не так прочел статью.:(
    И в этом кОмменте -- по сути -- бумеранге
    Хочу я прояснить, о чем я в ней пою.

    Ты прав -- про табурет, отсутствие отличий
    И про функционал... Но заключил с чего,
    Что вдохновенье -- лишь рождает щебет птичий,
    Изящных форм красу и больше -- ничего?!

    Прочти-ка еще раз. Потрать пяток минуток,
    И ты поймешь, что я сказал в своей статье:
    Ждать вдохновЕниЯ не стоит много суток,
    А, словно друга, стоит призывать к себе!

    Тогда и акт творЕнья радость, не страданье
    Творцу подарит вдруг и время сократит
    На наполненье форм изящным содержаньем!..
    А табурет пускай в сторонке постоит... :))

Есть свое мнение? Пожалуйста оставьте свой отзыв.