Печать высокого стиля
Написано: автор Илья Милославский Ярлыки: Для других изданий, Живопись и графика, Манипуляция сознанием, Мысли
0
Известно, что товары классов «премиум»
и «люкс» призваны удовлетворять самый
изысканный вкус. Следовательно, и их
фирменные знаки, а также эмблемы и логотипы их производящих компаний, обязаны порождать только
возвышенные ассоциации. А потому
на их эмблемах не увидишь хрюшек-копилок,
кур-несушек или готовых к отелу коров,
как бы ни была изящна их графическая
подача. На их эмблемах
и логотипах лежит другая печать — печать
высокого стиля.
Что такое высокий
стиль? Это, прежде всего, возвышенность,
утонченность, элегантность и интеллект.
Словом, все то, что позволяет скользить по
жизни, наслаждаясь ее переменчивыми
дуновениями, а не продираться сквозь
тернии, ведущие к обретению бытового
минимума. Поэтому в самом понятии
«высокий стиль» есть некая «воздушность»,
тяготение к чистому искусству и клубная
замкнутость, позволяющая его носителям
ощущать себя немногочисленной элитой.
Ассоциативно это и отражено в эмблемах
и логотипах практически всех элитных
торговых марок, независимо от их
прикладного назначения. И лишь там, где
это действительно необходимо, добавлен
вездесущий животный магнетизм, наполняющий
возвышенную эстетическую форму живым
биением бытия.
Все эти качества – возвышенность, утонченность, элегантность, интеллект – суть лишь эпитеты другого человеческого качества – мудрости. А мудрость, как известно, проста и лаконична. С другой же стороны ощущение элитарности способна вызвать и некоторая аристократичная вычурность с элементами помпезности и даже пафоса, чем, скажем, грешила культура античного Рима.
Наиболее распространенный прием аристократизации брэнда
– создание герба торговой марки. И по сей день
логотипы и эмблемы элитных брэндов
создаются в рамках либо того, либо этого
направления. А впрочем... Впрочем, в
корпоративной эмблематике есть примеры совмещения обоих принципов – мудрой
простоты и аристократической вычурности.
Хотя, как показывает практика, в результате
происходит разделение логотипа на
лаконичный символ и более изощренную
часть, которые затем так и работают – каждый на
свою потребительскую группу.
Например, сложносочиненные гербы Ferrari, Porsche, Bugatti и их более простые «звериные» эмблемы. Однако, все это не отменяет главного принципа корпоративной эмблематики: так или иначе, но графический образ брэнда обязан-таки свидетельствовать об его элитном характере, эксклюзивном качестве и высокой стоимости. И логотипы и эмблемы мировых брэндов, о которых идет речь, умело доносят это послание, выступая по отношению к тем, кто постоянно пользуется их продукцией, еще и своеобразным знаком качества, в разы повышая их личностное реноме.
Однако, это лишь
Дома Моды. Шелковой воздушности их
логотипов вполне достаточно, чтобы
отнести их продукцию к атрибутам высокого
стиля. А вот производителям элитных
марок автомобилей приходится использовать
символы, чтобы поднять свои творения
над усредненным уровнем масс-культа.
И в этом
им помогают крылья. Так, капот Rolls-Royce`а
украшает Икар, а капоты Bentley
и «Бондмобиля» окрыленные
«B» и Aston Martin
соответственно. Кто-то может
возразить, что крылья на капотах сводных
брэнд-братьев (в 1933 году марку Bentley
приобрел Rolls-Royce)
символизируют авиацию, а вовсе не высокий
стиль.
Да, действительно, подавляющее большинство
автостроителей начала XX века
были тесно связаны с авиастроением,
выпуская еще и авиадвигатели. Грешили
этим и Генри Ройс с Чарльзом Роллсом, и
Уолтер Оуэн Бентли. Однако, все остальные
автопионеры почему-то предпочли
обозначить свою связь с авиацией
символическими пропеллерами на
радиаторах.
Таковы, в частности, BMW, Opel,
Volvo и даже Mercedes-Benz (его
трехлучевая звезда — не только пропеллер,
но и символическое превосходство
компании в трех стихиях — на земле, в
воздухе и на воде). Все
это — спора нет — превосходные автомобили,
но все-таки не Rolls-Royce, не
Bentley и не Aston
Martin, который, кстати, никакого
отношения к авиации никогда не имел, хотя крыльями-таки обзавелся.
Желание подчеркнуть свою связь с авиацией, которое выказали автостроители, вполне понятно: авиастроение — последний предел точности и надежности. Не зря же окрыленные эмблемы имеют также и швейцарские часы фирм Longines и Breitling — тоже предметы роскоши и высокого стиля.
Тем не менее, кто-то выбирает себе в символы пропеллер, а кто-то (и по «странному» стечению обстоятельств это те, кто изначально нацеливался на создание предметов роскоши) — крылья. Почему? Да потому что пропеллер не может олицетворять высокий стиль; только крылья.
Все эти качества – возвышенность, утонченность, элегантность, интеллект – суть лишь эпитеты другого человеческого качества – мудрости. А мудрость, как известно, проста и лаконична. С другой же стороны ощущение элитарности способна вызвать и некоторая аристократичная вычурность с элементами помпезности и даже пафоса, чем, скажем, грешила культура античного Рима.
Например, сложносочиненные гербы Ferrari, Porsche, Bugatti и их более простые «звериные» эмблемы. Однако, все это не отменяет главного принципа корпоративной эмблематики: так или иначе, но графический образ брэнда обязан-таки свидетельствовать об его элитном характере, эксклюзивном качестве и высокой стоимости. И логотипы и эмблемы мировых брэндов, о которых идет речь, умело доносят это послание, выступая по отношению к тем, кто постоянно пользуется их продукцией, еще и своеобразным знаком качества, в разы повышая их личностное реноме.
Chanel
— это вдох, Yves Saint Laurent —
это выдох
Обязательный
атрибур элитного фирменного знака —
его легкость, воздушность. Достигается
это ощущение либо изящными графическими
решениями, либо символически. Я, как
говорится, и сходил бы за примерами
далекими, но все они перед глазами.
Например, Дома Высокой Моды. Их фирменные
знаки всех без исключения разработаны
по одному принципу — полное или частичное
имя основателя Дома плюс логотип-аббревиатура,
сложенная из начальных букв имени. И
все это на однотонном фоне.
Таков, пожалуй, самый очевидный способ добиться ощущения легкости: избыток свободного от графики пространства («воздуха», как говорят графические дизайнеры) и создает эффект парения в пространстве. Никаких земных привязок в виде дополнительных символов или образов: лишь имя избранного, выше которого только боги.
Для любого Дома Высокой
Моды лучшего придумать, видимо, невозможно.
Потому и отличает их друг от друга только
фирменная графика написания да форма
логотипов-аббревиатур, как, скажем, у
Chanel, Louis Vuitton
или Yves Saint Laurent.
Таков, пожалуй, самый очевидный способ добиться ощущения легкости: избыток свободного от графики пространства («воздуха», как говорят графические дизайнеры) и создает эффект парения в пространстве. Никаких земных привязок в виде дополнительных символов или образов: лишь имя избранного, выше которого только боги.
Впрочем, графика
написания тоже имеет значение, или, по
крайней мере, многое объясняет в
происхождении торгового знака. Достаточно
сравнить фирменные шрифты логотипов
тех же Chanel и Yves
Saint Laurent`а.
У
Chanel шрифт более приземистый,
непоколебимый, словно желание одинокой
женщины подняться до заслуженных высот,
оттолкнувшись от дощатой кабацкой
сцены, и более ярко выражен, как и сам характер основательницы.
Обратная ситуация с
YSL. Смотришь на его
утонченную аббревиатуру с «игреком»
во главе — этой Святой Чашей Грааля,
символизирующей женское начало, и словно
видишь, не зная, этого гениального юношу,
обласканного судьбой и сохранившего
идилистически-трепетное отношение к
женщине.
А эта
женщина будто выплывает из-за почти
прозрачных букв его имени – окутанная
темнотой и дымкой: олицетворенное
изящество и элегантность, как обожаемая
самим Лораном Марлен Дитрих на своем
знаменитом фотопортрете.
Желание подчеркнуть свою связь с авиацией, которое выказали автостроители, вполне понятно: авиастроение — последний предел точности и надежности. Не зря же окрыленные эмблемы имеют также и швейцарские часы фирм Longines и Breitling — тоже предметы роскоши и высокого стиля.
Тем не менее, кто-то выбирает себе в символы пропеллер, а кто-то (и по «странному» стечению обстоятельств это те, кто изначально нацеливался на создание предметов роскоши) — крылья. Почему? Да потому что пропеллер не может олицетворять высокий стиль; только крылья.
Дело создателя
Очевидны и
причины, по которым элитные торговые
марки называются не, скажем,
«ТрастСпецСоцСбыт», а исключительно
по имени основателя. И модные дома, и
автокомпании, и, естественно, часовые
производства начинались с одного
человека — мастера. От него и название.
Диалог в высшем свете: «Откуда такие часы?» - «О! От Луи Бреге!», на стыке XVIII и XIX веков, задолго от эпохи массовых производств, был самим собой разумеющимся. И ответ означал лишь одно: счастливый обладатель «брегета» лично заказывал великому часовому мастеру этот хронометр, время от времени заходил узнать, как продвигаются дела, и, в конце концов, получил желаемый предмет в собственность.
Диалог в высшем свете: «Откуда такие часы?» - «О! От Луи Бреге!», на стыке XVIII и XIX веков, задолго от эпохи массовых производств, был самим собой разумеющимся. И ответ означал лишь одно: счастливый обладатель «брегета» лично заказывал великому часовому мастеру этот хронометр, время от времени заходил узнать, как продвигаются дела, и, в конце концов, получил желаемый предмет в собственность.
И как только
мастер благодаря связям или, как в данном
случае, таланту и вкусу поднимался над
серой массой своих коллег, возникала
необходимость маркировать свои творения.
Именно так появился знаменитый виньеточный
росчерк пера — логотип Breguet.
Но это всего лишь этимология, а как всякая история происхождения традиции, ее сути она не объясняет: почему даже в XX веке, когда нейминг (имя-творчество) стал фактически целым факультативом в рамках науки брэндирования, компании и торговые марки предпочитают называться именами основателей или владельцев?
Но это всего лишь этимология, а как всякая история происхождения традиции, ее сути она не объясняет: почему даже в XX веке, когда нейминг (имя-творчество) стал фактически целым факультативом в рамках науки брэндирования, компании и торговые марки предпочитают называться именами основателей или владельцев?
Да потому что
так создается иллюзия личного знакомства
с мастером, иллюзия «индпошива» в мире
конвейерного производства. Это дает
клиенту возможность ощущать себя «членом
клуба». А там, где клубность, там и
элитарность, и высокий стиль: все предпочитают общаться с равными. Даже полубоги.
К тому же называя
продукцию своим именем, человек словно
лично отвечает за ее качество. Нашлепать
белых колготок, длинных перчаток и
кожанных косух может любая трикотажная
или пошивочная мастерская где-нибудь
в Нанкине. При этом совсем не обязательно,
что материал и качество шва будут кричать
о стране-производителе.
И все-таки это будет не Cristian Dior, и вовсе не потому, что сам мастер давно обшивает ангелов; а потому, что модельеры Модного Дома Cristian Dior, следуя традиции великого предшественника, уже разработали эти модели, уже вложили душу в подбор цветовых решений, уже составили коллекцию и запустили на ее основе производство.
И что же остается после этого китайским специалистам? Лишь постараться не испоганить великий замысел, что им — слава Богу — время от времени и удается: даже дресс-код-церберы «Золотой мельницы» подчас не в состоянии отличить, например, D&G с витрины бутика от китайского трикотажа с той же нашивкой.
И все-таки это будет не Cristian Dior, и вовсе не потому, что сам мастер давно обшивает ангелов; а потому, что модельеры Модного Дома Cristian Dior, следуя традиции великого предшественника, уже разработали эти модели, уже вложили душу в подбор цветовых решений, уже составили коллекцию и запустили на ее основе производство.
И что же остается после этого китайским специалистам? Лишь постараться не испоганить великий замысел, что им — слава Богу — время от времени и удается: даже дресс-код-церберы «Золотой мельницы» подчас не в состоянии отличить, например, D&G с витрины бутика от китайского трикотажа с той же нашивкой.
Но это опять-таки
сфера моды; в сфере элитных напитков
такой номер уже не пройдет: можно сколько
угодно подливать клюквенный самогон в
резную емкость из-под Remi
Martin, но букета, задуманного старейшим
мастером ассамбляжа, он от этого не
обретет.
А качество напитка и тонкая палитра его букета, как ничто, нуждаются в личной ответственности мастера. В этой сфере безвкусица вообще немыслима. Так рождались не только коньяки, но и элитные напитки французских винных вдов, в числе которых и знаменитая Клико.
А качество напитка и тонкая палитра его букета, как ничто, нуждаются в личной ответственности мастера. В этой сфере безвкусица вообще немыслима. Так рождались не только коньяки, но и элитные напитки французских винных вдов, в числе которых и знаменитая Клико.
О царях и царях
природы
Чуть ли не
единственными исключениями из правила
называть элитные торговые марки именами
их основателей были и остаются часы
Rolex и Omega.
Но если с названием Omega
все ясно (буква omega
— символ предела
возможностей; вспомните, «Я есмь Альфа
и Омега...»), то откуда возникло название
Rolex точно
неизвестно.
Самое удобоваримое объяснение состоит в том, что Rolex — сложно составленная аббревиатура словосочетания Horologerie exquise (высокое часовое искусство).
Самое удобоваримое объяснение состоит в том, что Rolex — сложно составленная аббревиатура словосочетания Horologerie exquise (высокое часовое искусство).
Почему
торговец и часовщик Ханс Вилдсдорф не
назвал марку своим именем, остается
только гадать. Однако, очевидно, что по
лаконичности произношения и написания
Rolex выгодно
отличается от Вилдсдорф, которое просто
не в состоянии поместиться на ограниченном
пространстве циферблата.
К тому же в отличие от большинства своих основных конкурентов, марка Rolex появилась в начале XX века, то есть спустя 135 лет после, например, Breguet. А в 1910 году, в расцвет империализма, компании уже продавались через биржу, как обычные перчатки. Так что, часовому мастеру, возможно, не очень хотелось, чтобы его имя растаскивали на доли многочисленных пакетов акций алчные капиталисты в блестящих цилиндрах.
Может быть, поэтому он снабдил свою марку поистине королевской эмблемой – короной: в мире, где правит демократия капитала, так не хватает настоящего королевского величия!..
К тому же в отличие от большинства своих основных конкурентов, марка Rolex появилась в начале XX века, то есть спустя 135 лет после, например, Breguet. А в 1910 году, в расцвет империализма, компании уже продавались через биржу, как обычные перчатки. Так что, часовому мастеру, возможно, не очень хотелось, чтобы его имя растаскивали на доли многочисленных пакетов акций алчные капиталисты в блестящих цилиндрах.
Может быть, поэтому он снабдил свою марку поистине королевской эмблемой – короной: в мире, где правит демократия капитала, так не хватает настоящего королевского величия!..
И тем не
менее, одного изящества и клубности не
всегда достаточно даже для торговых
марок, олицетворяющих высокий стиль.
Оно и понятно: эстетика без естественного
биения жизни — пуста.
Особенно это очевидно в элитном автомобилестроении, где без ощущения силы и скорости не обойтись. Даже Rolls-Royce, который никогда не гонялся ни за чем, кроме удобства и статусности, поместил на своем капоте Икара — человека, придумавшего крылья; его, правда, называют «Дух экстаза», но это не меняет его человеческой сущности.
А вот другие автодельцы пошли еще дальше. Они наделили даже не человеческим — животным духом свои творения. Таковы ягуар Jaguar`а, вздыбленный слон Bugatti и вздыбленные кони Ferrari и Porsche. Заметьте, что никто из производителей, выпускающих массовые автомобили (кроме, разве что Peugeot), не имеет царственных животных в виде своих эмблем.
Но не только дорогие автомобильные марки, где скорость и мощь — показатель качества, имеют эмблемы-животных. Тот же коньяк Remi Martin и его эмблема-кентавр: несмотря на то, что кентавры часто изображались и изображаются дикими необузданными тварями, некоторые из них воспитывали героев — Тесея, Ясона, Геракла и даже, по легенде, Ахилла, который вполне мог быть исторической личностью. Так что, в конце концов, кентавры стали символами мудрости и единения с природой. А разве эти качества — не атрибуты высокого стиля?
P.S. Статья была написана для печатного издания "Красивые люди" (Нижний Новгород).
Особенно это очевидно в элитном автомобилестроении, где без ощущения силы и скорости не обойтись. Даже Rolls-Royce, который никогда не гонялся ни за чем, кроме удобства и статусности, поместил на своем капоте Икара — человека, придумавшего крылья; его, правда, называют «Дух экстаза», но это не меняет его человеческой сущности.
А вот другие автодельцы пошли еще дальше. Они наделили даже не человеческим — животным духом свои творения. Таковы ягуар Jaguar`а, вздыбленный слон Bugatti и вздыбленные кони Ferrari и Porsche. Заметьте, что никто из производителей, выпускающих массовые автомобили (кроме, разве что Peugeot), не имеет царственных животных в виде своих эмблем.
Но не только дорогие автомобильные марки, где скорость и мощь — показатель качества, имеют эмблемы-животных. Тот же коньяк Remi Martin и его эмблема-кентавр: несмотря на то, что кентавры часто изображались и изображаются дикими необузданными тварями, некоторые из них воспитывали героев — Тесея, Ясона, Геракла и даже, по легенде, Ахилла, который вполне мог быть исторической личностью. Так что, в конце концов, кентавры стали символами мудрости и единения с природой. А разве эти качества — не атрибуты высокого стиля?
P.S. Статья была написана для печатного издания "Красивые люди" (Нижний Новгород).